ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МОУ ХВОЙНЕНСКАЯ СОШ
«МЫ ВМЕСТЕ»
Пояснительная записка
Воспитательное пространство МОУ
Хвойненская СОШ представляет собой систему условий, возможностей для
саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства –
детьми, педагогами, родителями. Вокруг школы сложился свой
учебно-воспитательный микрорайон. Это не просто административное деление. Часть семей связана со школой тесными узами:
учились дети, внуки, образовались семьи из одноклассников. Эта особенность
играет значительную роль в воспитательном процессе, способствует формированию
благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций,
лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей. В школе действует
разновозрастный педагогический коллектив, сложилась система работы с сельской
библиотекой, СКК.
Воспитательная программа школы составлена на основании вышеизложенных
фактов и предполагает, что наше новое молодое поколение должно быть настоящими
членами общества. «Мы вместе» должны быть здоровы нравственно и физически,
высоко интеллектуальны, талантливы, творчески одарены, гуманны и трудолюбивы.
«Мы вместе» - будущее этой страны!
Данная программа определяет
концептуальные основы и направления воспитательной деятельности всех структур
школьной педагогической системы.
Цель (общешкольная):
создание условий для формирования здоровой,социально активной личности с
присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения.
Данная цель охватывает весь
педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и
внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения,
традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих
задач:
·
изучение
личности ребёнка, принятие его и оказание ему поддержки;
·
изучение и
воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и
дисциплинированности;
·
приобщение
ребёнка к здоровому образу жизни;
·
организация
работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся;
·
воспитание
у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции,
толерантности, трудовой активности;
·
максимальное
(в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов творческих
способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования,
способствующих дальнейшему развитию личности;
·
вовлечение
учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения
самореализации личности;
·
проведение
индивидуальной воспитательной работы с учащимися;
· создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы.
Реализация этих целей и задач
предполагает:
1. Создание благоприятных условий и
возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни
детей.
2. Создание условий проявления и
мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально
значимой деятельности.
3. Обеспечение
социально-педагогической зашиты детей, формирование чувства самоценности и
психологического комфорта.
4. Совершенствование системы с одарёнными детьми и молодёжью.
Принципы деятельности в
воспитательной системе школы
Воспитание в школе в новом учебном
году будет формироваться на реализации следующих принципов:
- Принцип
гуманистической направленности воспитания – предполагает отношение к
воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию
взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.
- Принцип
природосообразности - предполагает, что образование должно
основываться на научном понимании естественных и социальных процессов;
согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной
части; развивать у неё ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом
и самого себя.
- Принцип
культурной сообразности - заключается в том, что образование должно
открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных
общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной
национальной и региональной культуры.
- Принцип
эффективности социального взаимодействия – предполагает воспитание в
коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки
социальной адаптации, самореализации.
- Принцип
ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции –
предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребёнку
в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном
окружении.
- Принцип
системности - утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним
элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю
систему.
- Принцип
адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе.
- Принцип
психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех
стрессо-образующих факторов; создание атмосферы, при которой ребёнок
раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения
вперёд, достижения поставленной цели.
·
Принцип
творческой самодеятельности.
·
Принцип
обратной связи.
·
Принцип
здравого смысла.
·
Демократизм.
·
Дисциплина
и порядок.
· Стимулирование и вознаграждение.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Традиции школы.
Данное направление обеспечивает
процесс социализации учащихся в имитационном режиме. Оно призвано осуществлять
культурно-ориентированные принципы воспитательной деятельности. В школе созданы
такие социальные модели , которые формируют социальную рефлексию воспитанников,
позволяют почувствовать себя полноправным представителем микромира под названием
Хвойненская средняя школа. Целостное представление о мире воспитанник получает
через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности,
переосмысления себя как части целого.
Традиционные дела являются так же
местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного
дома. Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и
справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных
ценностей от старших школьников к младшим, возникает возможность взаимодействия
и сотворчества различных возрастных групп (особенно педагоги - школьники).
Традиционными в школе стали такие
праздники:
- «Здравствуй,
школа!» (День знаний, посвящённый 1 сентября)
- «Осенний
калейдоскоп» (осенние балы)
- День
самоуправления (День учителя)
- «День
матери»
- Новогодние
шоу-программы
- Праздник,
посвящённый Дню защитника Отечества
- «
8 Марта»
- «День
космонавтики»
- «День
Победы»
- Общешкольный
кросс, посвященный Дню Победы
- Праздник
«Последний звонок».
- Выпускной вечер.
2.
Направление «Ученик - патриот и гражданин»
Главные идеи:
- формирование
гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
- поддержка
стремления учащихся служить Отечеству, утверждать на земле
справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и
права других людей;
- воспитание
гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
- стремление
к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
- понимание
учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.
Главные цели:
- воспитание
способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность;
отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего
народа, государства;
- формирование
уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям
других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку,
традициям и обычаям;
- признание
ценности независимости и суверенности своего государства и других
государств.
Задачи воспитания:
- формировать
у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в
сфере правовых отношений с обществом;
- формировать
гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав
и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- обучать
решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой
морального саморазвития и самосовершенствования;
- формировать
гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую
память поколений в памяти потомков;
- воспитывать
уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и
обычаям своей страны;
- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
3.Направление
«Ученик и его здоровье»
Главные идеи:
- сохранение
собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека;
- образ
жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих
поколений;
-
экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой
здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и
поступках;
- социальное благополучие
и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического
здоровья;
- воспитание
привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных
достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление
к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.
Главная
цель:
Формирование у учащихся всех
возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
- знакомить
учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к
собственному здоровью;
- создавать
условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного
здоровья;
- формировать
у учащихся отношение к здоровью
как бесценному дару природы;
- создавать
возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по
сохранению здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
4. Направление «Ученик и социум»
Главные идеи:
- формирование культуры
общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со
взрослыми, так и со сверстниками;
- передача
учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
- воспитание
стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель:
Создание условий для позитивного
общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных
жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных
этапах.
Задачи воспитания:
- формировать
у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
- знакомить
учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- развивать
способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
- использовать
активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия
талантов и способностей учащихся;
- создавать
кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся,
стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой
деятельности;
- учитывать
возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить
свободное время;
- демонстрировать
достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать
справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
- воспитывать
силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- оказывать
помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для
занятий досуговой деятельностью;
- способствовать
качественной деятельности школьных внеклассных объединений;
- предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.
5. Направление «Ученик и его семья»
Главные идеи:
- семья — основа
будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- ребенок -
надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на
уважительное к себе отношение;
- ребенок должен
расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых
форм насилия;
- школа должна
помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель:
Осознание учащимися всех возрастов
значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
- создать
условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по
вопросам воспитания учащихся;
- позитивно
влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- преодолевать
негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать
с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- способствовать
демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создавать
условия для духовного общения детей и родителей;
- создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
При этом используются следующие
формы:
- тематические
классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда
начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания
семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,
«Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...»,
«Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с
любовью»);
- праздники
семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их
теплее...», «Дорогое слово - отец», «Долгая и близкая дорога к дому»);
- спортивные
состязания, в том числе с участием отцов и матерей;
- клубы
общения «Родители и дети»;
- праздники
— Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя,
Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
- тренинги
родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые
консультации, беседы с детьми и родителями;
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных ко